Из истории Русской Православной Церкви в Швеции

Историю возникновения русской церкви в столице Швеции Стокгольме принято связывать со Столбовским мирным договором, заключенным мeжду Россиeй и Швeциeй в 1617 г. Согласно статьe 15-й мирного трактата, русским купцам позволялось «в eго королeвского вeличeства Свee, в Стeкольнe, в Выборгe торговыe дворы имeти и по своeй вeрe пeниe и вeры своeй строeньe вольно им по тeм жe дворам в своих хоромах имeти».

hist_gostinnyi_dvorВ это же время в Стокгольме возник русский гостиный двор, который первоначально разместился в Старом городе. В 1641 г. в южной части города был построен новый гостиный двор – Ryssgården, который находился напротив нынешнего городского музея. Специального церковного помещения первоначально там не было — службы совершали в одном из амбаров, который именовался «молитвенным». Этот приход стал первым русским православным храмом, открытым за пределами России, и первым нелютеранским приходом в Швеции после реформации. Священника направлял в Стокгольм Новгородский архиепископ на период торговых поездок купцов. В середине 17 в. был выстроен новый каменный Ryssgården, наименованный русскими — малым, шведами — верхним русским двором. Церковь перенесена была туда, и в 1671 г. получила более обширное помещение.

В 1700 г. в Стокгольме была открыта первая русская дипломатическая миссия. Её глава, князь А.Я.Хилков, устраивал богослужения в собственной домовой церкви (с ним прибыл священник, и была доставлена вся необходимая утварь для её устроения). Таким образом, одно время в городе существовало две церкви — купеческая на гостином дворе и посольская. После начала Северной войны Король Карл XII арестовал посла и всех русских, находившихся в Швеции. Вскоре в Стокгольм были доставлены пленные русские генералы, среды которых были Я.Ф. Долгорукий, И.Ю. Трубeцкой, А.М. Головин, которым с разрешения Сената была предоставлена гостинодворская церковь, ими улучшенная и освященная во имя Похвалы Пресвятой Богородицы. Некоторые необходимые для богослужения предметы были взяты из церкви князя Хилкова. Вследствие попыток некоторых генералов бежать, церковь дважды закрывалась. Имущество было конфисковано, а сами они в 1716 г. были высланы в расположенный в глубине страны Висингборгский замок, где скончались и были захоронены на русском кладбище. Таким образом, богослужения в стокгольмской церкви были прекращены до окончания войны.

По заключении Ништадского мирного договора в 1721 г., дипломатическая миссия в Стокгольме возобновила свою деятельность, а вместе с ней возобновились и богослужения в православной церкви на русском гостином дворе. С этого времени купеческий храм приобрел статус посольского. Иерархически, после петровской реформы, он перешёл в подчинение Святейшего Синода, который в 1725 г. назначил его настоятелем иеромонаха В.Фальковского. Церковь находилась в страшном запустении. Всё священническое облачение и богослужебная утварь были заложены шведам. Постепенно ему удалось восстановить церковные службы, однако денег на реконструкцию и ремонт не было. Приехавший в 1746 г. в Стокгольм священник А.Львов был вынужден заявить, что не может продолжать богослужения вследствие крайней ветхости и тесноты храма.

В 1747 г. русский посланник И.А.Корф просил короля Фридриха предоставить во временное распоряжение под церковь комнату в городской Ратуше. Под церковь был отведен прежний секционный зал в одном из флигелей.
Новый русский посол в Швеции граф И.А.Остерман писал в 1760 году императрице Елизавете Петровне, в частности, следующее: «…в здешней Вашего Императорского Величества грекороссийской церкви не токмо ризница и вся церковная утварь, но и самый иконостас столь ветхий, что почти уже употреблять их невозможно».

Иностранная коллегия, рассмотрев дело, решила направить в Стокгольм одну из походных церквей, оставшихся без применения после недавно закончившейся Семилетней войны с Пруссией. В 1768 г. из г.Мемеля сначала в Санкт-Петербург, а затем в Стокгольм были доставлены иконостас, престол, ризница, богослужебные книги и церковная утварь храма в честь Преображения Господня. Именно с этого времени можно начинать отсчёт истории существования Спасо-Преображенского храма в Стокгольме.

Церковь при русской миссии в Стокгольме имела большое просветительское значение. Её настоятели в середине XIX века издали на шведском языке литургии св. Иоанна Златоуста и Василия Великого. Со временем здание ратуши обветшало и храм был вынужден искать новое пристанище. Сменив несколько мест, он подвергся угрозе закрытия, когда при обсуждении в 1864 г. на комиссии Министерства иностранных дел штата заграничных церквей чуть было не попал под сокращение вследствие малочисленности прихода, однако был сохранён, чтобы дать возможность православной церкви «делать себя известной на Западе».

hist_o_petr_rumiantsevВ дальнейшем судьба русского православия в Швеции неразрывно связана с именем о. Петра Румянцева, который прослужил в Стокгольмском храме почти 50 лет (с 1888 по 1935 г.). Именно в годы начала его настоятельства в 1892 г. храм был освящён в церковном флигеле в доме на Odengatan. В 1902 г. храм переехал в новое здание — на этот раз окончательно. Его освящение состоялось 27 апреля 1907 года. Тогда, еще малозастроенная северная часть города, где по адресу Birger Jarlsgatan, 98 разместился Спасо-Преображенский храм, была названа прихожанами «Сибирью».

После событий 1917 года о.Пётр активно занимался помощью многочисленным, лишённым средств к существованию русским эмигрантам. Им была открыта также русская школа. Однако, как приход Московского Патриархата Преображенский храм существовал лишь до середины 30-х годов. Далее он вышел из подчинения Московскому Патриарху и был принят в юрисдикцию Вселенского (Константинопольского) Патриарха. По сей день Преображенский храм и его убранство находятся в распоряжении главы Экзархата Константинопольского Патриархата приходов русской традиции в Западной Европе и управляется епископом из Парижа. Такое положение устраивало далеко не всех. Небольшая группа русских православных людей, возглавляемая нашими соотечественниками В.Сагер (1895 – 1988 гг.), В.Волковым и Л.Ландезен, в начале 80-х годов инициировала создание прихода Русской Православной Церкви Московского Патриархата в Стокгольме. В 1996 г. Сергиевский приход решением Священного Синода Русской Православной Церкви был официально принят в юрисдикцию Московского Патриархата. Усилиями нескольких прихожан при помощи Шведской протестантской церкви, Сергиевский приход получил временное помещение при соборе св. Марии Магдалины на Bellmansgatan, 13, которое арендуется и по сей день.

hist_new_ikonostasС 1998 г. в этом храме совершаются регулярные богослужения. За время своего 15-летнего существования приход значительно возрос и помолодел. Однако помещение церкви очень маленькое, его можно измерить несколькими шагами. Внизу — храм, а под крышей — библиотека. Во время богослужений храм вмещает- 30, от силы- 40 человек, остальные вынуждены стоять на улице, меняясь время от времени местами с теми, кто находится внутри, чтобы согреться или глотнуть свежего воздуха. По большим праздникам (Рождество, Пасха) арендуется для ночного богослужения тот или иной лютеранский храм, где собирается около 500-600 человек, православных соотечественников. Сергиевский приход динамично развивается. Здесь действуют две воскресные школы: взрослая и детская, иконописная школа, проводятся различные приходские мероприятия, праздники, лекции, семинары.

В настоящее время настоятелем Свято-Сергиевского прихода в Стокгольме является протоиерей Виталий Бабушин, который также духовно окормляет недавно возникшие приходы Московского Патриархата в других городах Швеции: Гетеборге, Лулео, Карлстаде и некоторых других.

(279)