«Что ты медлишь? Встань, крестись и омой грехи твои,
призвав имя Господа Иисуса» (Деян. 22:16)
Бог обращается к человеку через евангельскую проповедь, и человек отвечает через покаяние — изменение прежнего образа жизни через исповедание веры и принятие святого Крещения.
Крещение, как вступительное в жизнь Церкви Таинство, а также оглашение (подготовка к нему) — суть вопросы, наиболее важные и для каждого верующего и для жизни всей Церкви, так как вхождение в Церковь не есть только личное дело отдельного человека, но касается всей церковной полноты.
Оглашением принято называть церковную образовательную и просветительскую деятельность по подготовке к Крещению уверовавшего во Христа человека и желающего вступить в Церковь. Обучение имеет целью не только научить основным истинам веры, но и убедиться в искренности веры и в действительности покаяния человека, желающего присоединиться к Церкви Христовой.
В своем миссионерском служении Церковь стремится помочь человеку обрести покаяние и веру в Бога, уделяя особое внимание знакомству человека с Благой Вестью (Евангелием), а также пробуждению доверия к Церкви и Богу и переосмыслению своей жизни.
Евангельская проповедь, благодаря которой человек поверил во Христа призвана стать практикой христианской жизни и истины веры, усвоенные посредством оглашения (или катехизации) представляют собой результат принятия свободного и ответственного решения о вступлении оглашаемого (катехумена) в Церковь.
Недопустимо участие в Таинстве Крещения неподготовленного человека, который, обретая веру во Христа, не представляет себе, в чем же эта вера заключается, и какие последствия этот шаг должен иметь для его жизни.
Ответственное отношение Православной Церкви к принятию в свое лоно новых членов проявляется в совершении Крещения только тех лиц, которые принимают и исповедают веру Церкви: младенцев по вере их церковных родителей и восприемников («крестных родителей») и взрослых – после подготовки (оглашения) к сознательному принятию Таинства Крещения.
В дореволюционной России (как и в Византийской империи) в абсолютном большинстве случаев Крещение совершалось над детьми верующих родителей, жизнь которых протекала в православной среде. Родившись в то время, маленький человек попадал в христианское православное окружение, воспитывался им и соразмерял всю свою жизнь с укладом Церкви. А так как христианство стало государственным мировоззрением, институт оглашения пришел в упадок.
Настоящий же момент истории Русской Православной Церкви имеет множество сходных черт с апостольским временем, когда перед Церковью стояла необходимость совершения Таинства Крещения над взрослыми людьми. В Советское время совершение Крещения всячески преследовалось, вследствие чего среди желающих креститься на рубеже XXI века оказалось огромное число российских граждан юношеского, среднего и даже пожилого возраста.
В Определении Архиерейского Собора Русской Православной Церкви 24–29 июня 2008 года указано, что развитие церковной жизни серьезно ставит проблему подготовки взрослых людей к принятию Святого Крещения, а также повышения уровня знаний уже принявших это Таинство.
(221)